В музее истории предприятия сохранились воспоминания вагоновожатых и кондукторов, которые работали в этот период времени. Вот выдержки из них: “…Работать приходилось в трудных условиях. Вагоны были маленькие с открытыми площадками. Вагоновожатый работал стоя, в зимнее время одет в тулуп, на площадке возле водителя всегда стояло много пассажиров. Это объяснялось тем, что здесь за проезд брали дешевле – три копейки, а в вагоне – шесть копеек. Вагоны в то время были без дуги. Ее заменяла штанга с роликом наверху. Поэтому кондуктор обязан был стоять на задней площадке и следить за штангой на закруглениях и стрелках, так как ролик спадал с троллейного провода. Надо было успеть и обилетить пассажиров. Если контролер находил в вагоне более двух пассажиров без билета, кондуктора штрафовали. Работать ему было тяжело. Билеты в виде книжек размещались на колодках с помощью жестяных зажимов. На колодках было по четыре книжки и в каждой по 200 билетов: прямые от вокзала до Смоленского рынка стоили 6 копеек. Проезд на передней площадке и ученические – 3 копейки, пересадочные на улице Гоголя – 6 копеек.
     Кондуктор прицепного вагона, обилечивая пассажиров должен был стоять на узкой подножке, прикрепленной вдоль вагона. Приходилось передвигаться по ней как акробату, держась за стойки скамеек. Улицы были узкие, особенно Вокзальная. Столбы для троллейного провода стояли очень близко от трамвайной линии и были случаи, когда кондуктор ударялся о столб или извозчики сбивали кондуктора с подножки…”.
      За малейшее нарушение работник подвергался штрафу. За дни болезни никакой оплаты не полагалось. Увольнение производилось без достаточной проверки фактов по рапортам контролеров. Никакой выплаты выходного пособия не было. Рабочий день длился 17-18 часов, К 1914 году средний заработок вагоновожатого составлял 20-25 рублей, а кондуктора – 18-20 рублей.
При желании пассажира войти в вагон, вагоновожатый обязан был оставить трамвай и взять его. Во время морозов после продолжительной стоянки вагона без движения тормозные колодки примерзали к бандажам колес. Водитель должен был ломиком освободить колодки, прежде чем дать вагону ток для движения.
Для вагоновожатых была издана специальная инструкция, которую каждый водитель имел при себе.
Вот этот документ:
  ”И Н С Т Р У К Ц И Я
     для вагоновожатых.
 
      §1. Каждый получивший такую инструкцию должен ознакомиться с ней, а также со всеми приказами и циркулярами Управления Трамвая. Инструкция всегда должна находиться при вагоновожатом.
    §2. Вагоновожатый подчинен директору, мастеру депо, контролерам, а также кондуктору в том, что касается его службы.
Вагоновожатому вменяется в обязанность безусловная трезвость, свои служебные обязанности он должен исполнять с величайшей добросовестностью и с неослабным вниманием. Он должен всегда помнить, что от его осмотрительности и присутствия духа может зависеть здоровье и даже жизнь пассажиров и встречных. При угрожающих несчастных случаях он должен для их предупреждения быстро и решительно употреблять все имеющиеся в его распоряжении средства.
       §3.  Вагоновожатый должен явиться на место и во время, которые назначены ему в приказе по службе или в наряде, в форме, с номером на груди и фуражке, утром – до переклички.
     §4.  Во время движения вагона вагоновожатый не вправе отлучаться от него, не будучи сменен другим вагоновожатым по распоряжению начальства, либо контролера.
На местах стоянок, в случае необходимости покинуть вагон, вагоновожатый сообщает о том кондуктору, который остается при вагоне, а если стоянка имеет место на уклоне или близ него, то дежурить, стоя на передней площадке вагона, у поднятого тормоза. Вагоновожатый обязан убедиться, что кондуктор занял его место. Сходя с вагона, вагоновожатый всегда должен снимать и брать с собой обе рукоятки регулятора.
 На конечных пунктах, если таковые расположены на уклонах, при перемене направления вагоновожатый не раньше покидает площадку, как перенесший штангу кондуктор взойдет к нему на площадку и станет у тормоза.
       §5.  Вагоновожатый во время движения вагона не должен без крайней надобности вступать в разговор с кем бы то ни было и не отвлекаться никем посторонним, а обязан все свое внимание обращать на путь и вагон. В случае грозящей опасности для пассажиров и лиц, находящихся вне вагона, он обязан принимать все зависящие от него меры к возможно скорейшей остановке вагона.
В предупреждение несчастных случаев, вагон должен быть немедленно приостанавливаем при испуге животных, при встрече с пожарным обозом, похоронной процессией, крестным ходом и тому подобного.
    §6. Прием пассажиров происходит не только на остановках, но и на пути следования вагона. При желании пассажира войти в вагон вагоновожатый обязан остановить вагон, если в нем имеются свободные места, и не выставлена табличка с указанием: «мест нет». Воспрещается останавливать вагон для приема пассажиров на закруглениях пути, на перекрестках улиц, на стрелках, на подъеме у костела, между Подвинской ул. и магазином Рабиновича, что у здания Городской Управы, а также на коротком подъеме Гоголевской ул. Вблизи Соборной площади.
     Однако, если кондуктор даст три частых звонка, обозначающих полную быструю остановку, то надлежит безусловно остановить вагон и на вышеуказанных местах.
Раз вагон остановился, вагоновожатый не должен давать ход вагону без звонка кондуктора своего вагона.
     Если все места в вагоне заняты, о чем выставляются над обеими площадками таблички, вагоновожатый не останавливает вагон для приема пассажиров, но, замедляя ход, объявляет желающим сесть в вагон, что мест нет.
     Без сигнала кондуктора, вагоновожатый останавливает вагон, если встречает на своем пути препятствие (камень и проч.), и если путь не свободен.
    Примечание: При скрещении вагонов вагоновожатый, если дан кондуктором сигнал остановки, останавливает вагон после того, как он миновал встречный вагон.
       §7.  Вагоновожатому запрещается трогать вагон с места без сигнала, подаваемого кондуктором, или в отсутствие кондуктора.
Сигналы установлены следующие.
1)     Один звонок кондуктора означает сигнал для движения вагона.
2)     Два звонка – сигнал для остановки.
3)     Три частых (быстрых) звонка – полная быстрая остановка.
При движении в два или более вагонов вагоновожатый руководствуется
исключительно сигналами, подаваемыми кондуктором своего вагона. Если вагоновожатому потребуется помощь кондуктора или явится необходимость вызвать его, он подаст ему учащенный звонок.
      §8.  В случае надобности вагоновожатый вежливо просит пассажиров не стеснять его движений при управлении ходом вагона; в случае же неуспеха вызывает знаком кондуктора, который принимает меры к обеспечению необходимой для этой цели свободы движений.
     §9. При отправлении вагоновожатый дает предупредительные звонки до начала движения вагона.
При проезде перекрестков улиц, на закруглениях, в местах скопления публики и экипажей, при приближении к встречному вагону, остановившемуся для выпуска пассажиров, вагоны должны двигаться тихим ходом, не более 5 верст в час, а вагоновожатые предупреждать проезжающих и проходящих непрерывным звонком.
     Надлежит давать непрерывные звонки также на протяжении от Нижне-Петровской улицы до Ковальской площади.
    Во всяком месте и при всякой скорости езды вагоновожатый обязан учащенно звонить в следующих случаях: при приближении встречного вагона, когда обгоняет едущие по тому же направлению экипажи или другие запряжки, и когда вблизи полотна находятся пешеходы.
    Медленную езду должно соблюдать также на стрелках, крестовинах, где вследствие ремонта пути или мостовых возможны толчки, и на мосту через реку Витьбу.
При спуске с Могилевских и Смоленского уклонов и при въезде на мост через р. Витьбу с обоих концов скорость езды не должна превышать 7 верст в час.
    §10. Трогая вагон с места, вагоновожатый, прежде чем поставить рукоятку регулятора на контакт № 1, должен дать звонок и убедиться, что вагон не заторможен.
     §11.  Во время движения вагона вагоновожатый должен держать левою рукою рукоятку регулятора, а правою – рукоятку тормоза. Вагоновожатый обязан соблюдать крайнюю осторожность и осмотрительность в езде, чтобы не причинить вреда пешеходам и конным запряжкам, встречающимся в пути.
       Как общее правило, в обычном движении запрещается ехать на ровных местах (не на подъемах) № 5-м, который постоянно допускается только на длинном подъеме на Гоголевской ул. и между зданием Городской Управы и Бибкиным переулком, когда в том вызывается необходимость вследствие задержки вагона в пути.
       Однако при имевшей место задержке вагона в пути разрешается ехать      на № 5-м и на прочих подъемах, а также на ровных местах, где нет стрелок, закруглений, перекрестков и где путь свободен от скопления конных запряжек или публики (кроме трамвайного моста через р. Витьбу), при этом вагоновожатый должен давать беспрерывные звонки и должен быть готов своевременно выключить ток при приближении к стрелке, закруглению, перекрестку и пр.
      §12.  При отправлении вагона в Депо и во время последних вечерних рейсов строго воспрещается ускорять езду, а должно ехать с той же скоростью, что и днем, причем задержка вагона в пути не должна вести к езде № 5-м нигде, кроме длинного подъема на Гоголевской улице.
   Отправляясь по окончании движения из Центральной станции в Депо, вагоновожатые должны не раньше трогать вагон, как после того как предыдущий вагон достигнет Ивановской церкви на Задуновье.
      §13. При пользовании ручным тормозом в обычном движении вагонов следует тормозить не тотчас по выключении тока, а несколько секунд спустя, давая вагону время уменьшить скорость движения. Равным образом следует заблаговременно выключать ток, если можно предвидеть надобность в остановке, чтобы как можно меньше работать тормозом.
     При спуске с длинных уклонов на Гоголевской и Задуновской улицах следует начать торможение уже вначале уклона, чтобы не дать вагону большого разбега, и регулировать скорость движения попеременным небольшим подтягиванием и освобождением тормоза.
       При управлении регулятором, выключая ток, следует ставить большую рукоятку всегда на метку «стой», а не на «ноль». На метку «ноль» ставится большая рукоятка лишь в том случае, когда нужно для дачи заднего хода или для электрического торможения переставить малую рукоятку с метки «вперед» на метку «назад» (или обратно), или когда вагон спускается, чтобы быть всегда готовым дать электрический тормоз.
     Электрическим тормозом вагоновожатый пользуется лишь в случае грозящей опасности, когда является необходимость моментально остановить вагон. Чтобы привести электрический тормоз в действие, нужно выключить ток быстрым поворотом большой ручки регулятора на метку «ноль», затем поставить малую ручку регулятора на метку «назад» и сейчас же перевести большую ручку регулятора с ноля в обратную сторону на метку «тормоз 1», и через несколько секунд на метку «тормоз 2» и «тормоз 3». Одновременно с этим сыпать песок!
     §14.  В случае крайней опасности вагоновожатый должен по соображению вместо электрического тормоза дать задний ход, но лишь в том случае, если вагон находится в покое, без движения. Если же вагон находится еще в движении, то должно в случае опасности, дать только электрический тормоз.
Предварительно дачи заднего хода вагоновожатый дает кондуктору учащенный звонок, дабы последний во время движения назад подавал со своей площадки беспрерывные звонки и озаботился очищением пути от прохожих и запряжек, и в случае надобности дал сигнал вагоновожатому об остановке вагона.
    §15. Вагоновожатый должен следить за исправным действием песочниц и своевременно наполнять их песком. Замечая буксование колес вагона, вагоновожатый посыпает рельсы песком. Песок должен посыпаться тонким слоем. Следует также посыпать рельсы песком, когда они обледенеют или сделаются скользкими.
Вагоновожатый обязан указывать участковым метельщикам места, где необходима добавочная посыпка со стороны метельщика.
    §16. Принимая вагон утром в Депо или в конечном пункте при смене, вагоновожатый должен удостовериться в исправном действии ручного тормоза и испробовать действие регулятора при разомкнутом выключателе на крыше вагона, осмотреть, в исправности ли песочницы, и есть ли песок, а также обращать внимание на чистоту вагона. В случае какой-либо неисправности заявлять об этом рабочим до прихода мастера, чтобы не задержать выпуск вагонов.
       §17.  Вагоновожатым вменяется в обязанность отмечать на выдаваемых им в Депо рапортных листках всякий случай с вагоном и всякое повреждение или неисправность, касающиеся механической или электрической части. Кроме того, при передаче вагона сменному, вагоновожатый обязан посвятить последнего во все, касающееся состояния передаваемого вагона (действие тормозов, регулятора, не сгорела ли предохранительная пластинка и пр.).
     §18.  Во время службы вагоновожатый несет ответственность за всякую порчу вагона, происшедшую от недостаточно внимательного отношения его к своим обязанностям, несоблюдения инструкции и приказов Управления Трамвая.
    §19. Зимой, во время морозов, после продолжительной стоянки вагона без движения, вагоновожатый обязан, прежде чем дать ток вагону, освободить тормоз и удостовериться, не примерзли ли тормозные колодки к бандажам. В последнем случае следует ударять ломиком по колодке, пока она не освободится.
    Давать движение вагону задним ходом, за исключением случаев грозящей опасности, запрещается.
Подножки и площадки во время гололедицы вагоновожатые должны посыпать песком на конечных пунктах, при переходе с одной площадки на другую.
Они должны аккуратно накладывать рукоятку регулятора на шип, дабы последний весь вошел в ея гнездо; во время службы должны иметь при себе ключ от боковых железных дверец площадки вагона.
Перенося дверцу с одной площадки на другую и заперши ее надлежащим образом, должны убеждаться в исправности как одной, так и другой дверцы. Они не должны сами опираться на дверцы площадок и не должны позволять пассажирам делать это. При исполнении своих обязанностей должны соблюдать во всех случаях должную осторожность. Несчастные случаи, происшедшие вследствие небрежности вагоновожатого или неисполнении им настоящей инструкции, незнанием которой он не может оправдываться, лежат на его ответственности.
       §20.  При маневрировании на конечных пунктах с прицепными вагонами следует не раньше передвигать прицепной вагон, как после того как моторный уже совершил маневр и стоит на двойном пути, в достаточном отдалении от стрелки. Передвигать прицепной вагон должно совокупными силами обоих кондукторов и вагоновожатого и толкать его с боков, чтобы видеть, свободен ли путь. При отцепке и сцепке летних вагонов с моторным, клинья и накладки должны быть на своих местах и надлежащим образом вложены, тоже и на одиночных моторных.
    §21.  Если прицепной вагон сошел с рельс, должно немедленно остановить моторный вагон, причем запрещается двигать прицепной вагон моторным, пока первый не будет поставлен на рельсы.
       §22. Запрещается переносить ручки регулятора, дверцы и буферный фонарь через внутренние помещения вагона, а равно сидеть внутри вагона.
      §23.  Первые в порядке возвращения в Депо вагоны должны ежедневно забирать песок из центральной станции.
       §24.  Не дозволять рабочим трамвая, метельщикам и кому бы то ни было стоять на ступеньках и цепляться за площадку или дверцу вагона, но запрещается сталкивать их силой.
     §25.  Вежливое обращение с пассажирами и публикой вне вагона вменяется в обязанность вагоновожатого.
     §26.  На вагон не допускаются, также на переднюю площадку тюки, могущие запачкать, жир, керосин, краски и т.под., также и всякая живность и животные. Не могут приниматься также очень тяжелые и громоздкие предметы, как-то: сундуки, кровати, матрацы, стулья и пр.
    §27.  Вагоновожатый должен иметь скромное и приличное обращение, не позволять себе небрежных поз, он должен быть чисто и опрятно одет и совершенно трезв во все время исполнения им служебных обязанностей. Ему запрещено вступать в разговор с публикой, а также с кондукторами и другими вагоновожатыми, кроме случаев, вызываемых служебными надобностями, курить табак во время исполнения служебных обязанностей, сидеть в вагоне и пр.